Техника папье-маше

Одним из интересных занятий для меня является поиск красивых фото для вдохновения. И гуляя по всемирной паутине, я столкнулась с фотографиями кукол. Куклы были похожи на жителей волшебных сказок — каждая со своим настроением, характером и даже магическими способностями. Любопытство — двигатель моего личного прогресса, и я стала искать информацию про этих кукол.

Не поверите, для меня было открытием, что техника папье-маше позволяет создавать столь виртуозные вещи. Это уже не просто вазочки, шкатулки, а целые произведения искусства. Интерес пробудился, и я стала искать истоки. Когда, где, кто и как — все эти вопросы обратились к папье-маше. Далее в тексте я буду называть эту волшебную технику “жеваной бумагой”, именно так переводится её название с французского языка.

Техника папье-маше

Ага, внимательный читатель сразу свяжет название и местность и решит, что папье-маше родом из Франции, но нет. Родиной является Китай. Китайцы (умный народ) придумали сначала бумагу, потом технологию изготовления всяких всячин из нее.

Китайские мастера из склеенной во много слоев бумаги делали удивительные по прочности шлемы и иные вещи, которые сверху покрывались лаком. В Японии эту технику стали использовать при изготовлении масок, доспехов, щитов. Далее папье- маше победным шествием пошагало по всему миру.

В Древнем Египте методом “жеваной бумаги” делали посмертные маски, гробы. В Персии — шкатулки, коробочки, в Индии — различные декоративные элементы интерьеров. В Англии мастера из этого удивительного материала стали конструировать мебель. А в Норвегии даже построили церковь, которая простояла 37 лет.

Папье-маше — это своеобразная вторая жизнь бумаги. Если говорить о технике, не вдаваясь в подробности, то это масса из целлюлозы, смешанная с клеем. Ее наносят на форму и дожидаются высыхания. Далее слепок снимается с основы, шлифуется, шпаклюется, красится.

Техника папье-маше

Есть несколько вариантов изготовления изделий из бумаги. Первое называется маширование. Для маширования нам нужно много кусочков рваной бумаги, вода и клей ПВА. Берем основу, покрываем ее тонкой пищевой пленкой и начинаем слой за слоем облеплять ее кусочками бумаги, смоченными в клее, который предварительно разбавили водой.

Кусочки нужно укладывать внахлест, чтобы избежать образования пустот. Изделия можно откладывать на неопределенный промежуток времени и возвращаться к работе, как Вам будет удобно. Когда набирается достаточно слоев, слепок из бумаги снимается с основы, и начинается кропотливая работа по доведению изделия до желаемого вида. После тщательной просушки слепка его нужно обработать наждачной бумагой. Далее покрасить и декорировать, если возникнет желание.

Второй вариант. Изделие формируется из жидкой массы, которую готовят следующим образом: бумагу измельчают, заливают водой, кипятят, сушат, разминают, потом мешают с мелом и клейстером до густоты жидкого теста. Полученную массу или заливают в форму, или ею обмазывают основу. После полного высыхания слепок можно отделять от основы и дорабатывать.

Еще один вариант — формирование изделий из находящихся под давлением пластин картона, которые склеивают между собой. В наше время между слоями бумаги стали прокладывать слои марли или бинта для придания большей прочности изделиям.

Бумагу можно использовать любую, кроме глянцевой, мелованной. В ход идут газета, салфетки, бумажные полотенца, оберточная бумага. Клеящим составом при изготовлении изделий в технике “жеваной бумаги” могут выступать обойный клей, ПВА или клейстер.

Есть несколько вариантов приготовления клейстера. Первый рецепт — мучной клейстер. Берем немного холодной воды, 0,5 л кипятка, 4 столовые ложки муки и емкость для приготовления. В посуду заливаем холодную воду и постепенно добавляем в нее муку.

Смесь нужно постоянно помешивать во избежание образования комков. В образовавшуюся однородную массу постепенно вливаем пол-литра кипятка. Клейстер становится густым и прозрачным, постепенно теряя цвет. Если клейстер не стал прозрачным, емкость следует поместить на небольшой огонь и варить, непрерывно перемешивая, не доводя до кипения. Когда клейстер остынет, на его поверхности появится пленка, которую нужно снять ложкой.

Либо возможен другой порядок приготовления. Муку разводим в емкости с водой, а потом смесь аккуратно вливаем в кипящую воду. В любом случае нужно, не переставая, помешивать. Клейстер в тепле хранится сутки, а на холоде пару дней.

Второй вариант — это крахмальный клейстер. Он готовится тем же методом, что и предыдущий, только крахмала нужно взять поменьше — 3 чайные ложки на 0,5 литра воды. После приготовления в него нельзя добавлять воду, иначе теряются клейкие свойства. Такой клейстер портится быстрее.

Одним из важнейших этапов в изготовлении папье-маше считается окрашивание, которое служит не только декоративным целям, но и придает изделию дополнительную прочность. Перед покраской папье-маше грунтуется. В качестве грунта можно нанести несколько слоев эмульсии.

Техника папье-маше

Придать цвет вещам из папье-маше можно несколькими способами. 1. Окрасить всю массу насквозь. 2. Раскрасить только поверхность. Выбор метода зависит от каждого конкретного изделия. Вещи, которыми часто пользуются — шкатулки, коробочки, пеналы рекомендуют окрашивать насквозь. Декоративные изделия можно красить только сверху.

Анилиновые краски используют для придания цвета всей массе. При этом массу надо аккуратно подсушивать во избежание изменения цвета. При поверхностной росписи изделий используют акриловые или спиртовые красители.

Красить можно распылителем, кисточками, тампонами. Покрывать цветом следует в несколько слоев для получения ровного тона. Делать это нужно аккуратно, избегая неровностей и потеков, из-под которых будет проглядывать грунт. Каждый слой краски следует тщательно просушить.

В наше время техника папье-маше широко используется в театральных декорациях. Марионетки, шкатулки, сувениры, поделки — окунувшись в это дело поглубже, Вы имеете возможность овладеть мастерством изготовления поистине волшебных, изящных вещей.

Я очарована живыми куклами современных мастеров, обязательно найду время и попробую сотворить что-то свое в этой технике. Я уже предвкушаю увлекательное путешествие, полное новых открытий и эмоций. И кто знает, куда этот путь меня приведет.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: