Виды батика

Доброго времени суток, мой дорогой читатель. Сегодня я посетила выставку, на которой были представлены работы в технике батик, и в очередной раз поразилась многообразию видов росписи по ткани. На выставке было представлено творчество нескольких художников.

Там были панно, написанные в технике холодного батика. Строгие графичные формы легко и изящно сочетались с тонкими, гибкими, как вьюн, линиями, которые своим нежным звучанием подчеркивали значимость и яркость всей картины.

Живописные полотна, написанные методом горячего батика, сотрясали пространство экспрессией мазков, выполненных широкой кистью и воском. Горячий воск лепил на ткани форму, чтобы потом художник заполнил ее краской, создав праздничное настроение получившимся радужным фейерверком.

Воздушные пейзажи, выполненные в свободной технике, поражали волшебными цветовыми переходами. Создавалось впечатление, что изображения сотканы из тумана и света. На картинах ощущался влажный воздух, и слышен был стук тяжелых капель дождя, стекающих с толстых, мясистых листьев.

Звонким аккордом всей выставки были яркие утилитарные вещи, сделанные узелковым способом. Они особенным звучанием красок привлекали к себе всех, кто соскучился по лету, солнцу и теплу. Топы, сумки, платья, юбки, рубашки, расписанные вручную, удивляли многообразием узоров и гармонией цвета.

Виды батика

На выставке я в очередной раз утвердилась во мнении, что батик — это широкое поле для самовыражения, это богатство методов и приемов для творческого проявления художника. Под влиянием пережитых эмоций и родилась статья, в которой я расскажу про виды росписи по ткани.

Начнем с метода горячего батика. Вся история батика взяла начало с капли воска на ткани. Именно это означает слово “батик” в Индонезии. Изначально ткань расписывали путем нанесения воска. Перед самим творческим процессом ткань проходила несколько этапов обработки, чтобы стать пригодной к дальнейшим манипуляциям.

После подготовки на полотно горячим, расплавленным воском наносился узор или рисунок. Именно из-за температуры резерва этот способ и получил название “горячего батика”. Изображение на ткань переносилось методом штамповки или вручную.

В арсенале современных художников для создания произведения в технике горячего батика есть целый список инструментов. В их числе щетинные кисти разных размеров, разнообразные чантинги и батик-штифты, любые материалы, которые могут оставить отпечаток воска на ткани.

Обработанные воском участки ткани при дальнейшем окрашивании сохраняют свой изначальный цвет. Пользуясь этим водоотталкивающим свойством, художники имеют возможность создавать многоцветные, сложные рисунки. Также с помощью воска можно создать имитацию трещин на работе — своеобразные кракелюры.

Виды батика

Выполненные горячим методом работы более спонтанные и живописные. Они служат прекрасным дополнением интерьеров, притягивая взгляд необычной, сложной техникой исполнения.

С распространением батика по всему миру появился метод холодной росписи по ткани. Отличие от горячего в том, что в качестве резервирующей используется густая смесь со сложным химическим составом. Контур для холодного батика получают, смешивая бензин, парафин и резиновый клей. Состав имеет резкий характерный запах.

Резервирующий состав наносится на ткань специальными стеклянными трубочками. Контур должен быть замкнутым, чтобы не пропускать воду и краски за свои границы. Так же, как при любой работе с тканью, краски по завершении работы закрепляются. Панно, выполненные в холодной технике, более графичные и сдержанные.

Виды батика

Метод свободной росписи по ткани интересен тем, что в работе мастера обходятся без каких-либо резервирующих составов. Казалось бы, как? Ведь краска с водой свободно растекаются по полотну, и в результате должны быть только расплывчатые пятна на ткани. Однако и тут есть свой маленький, но очень важный секрет.

Соль. Все дело в солевом грунте, которым художники покрывают ткань перед началом работы. Соль растворяют в воде и этим раствором пропитывают полотно. Ткань, прогрунтованная таким способом, не дает воде и краскам свободно растекаться. Некоторые мастера добавляют соль в краски и не обрабатывают полотно. Этот метод тоже блокирует свободное течение краски по ткани.

Виды батика

Узелковая техника росписи ткани живет уже много веков. Данный метод также обходится без контуров и резервов. Ткань туго завязывают в узлы, перевязывают нитками, а потом красят. Завязывать можно и в произвольном порядке, и соблюдая определенное чередование узлов. Ткань можно окрашивать или одним цветом, или несколькими. В зависимости от выбранных вариантов Вы получаете весьма оригинальные результаты.

Узелковую технику используют при создании авторских вещей с неповторимым рисунком. Ткань можно покрасить кисточкой или целиком окунуть в краситель. После высыхания работу надо закрепить, а потом постирать.

Каждый раз посещая выставки и различные мероприятия по теме батика, я поражаюсь вариантам, через которые художники выражают свои мысли. Удивляюсь многообразию приемов, которыми авторы завязывают диалог со своим зрителем.

Приобщившись к искусству батика, Вы приобретаете огромный арсенал методов творческого самовыражения, используя вполне обычные инструменты. А погружаясь в тему все глубже и глубже, Вы открываете свои варианты авторского взаимодействия с материалами, которые дают впечатляющий результат.

Воистину нет предела совершенству, вопрос только в личном интересе. Вы ведь заинтересованы?

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: