Основы композиции в батике

В прошлой статье мы чуть коснулись обширной темы под названием композиция. Сегодня мы рассмотрим ее подробней.

Композиция имеет очень важное значение в любой творческой деятельности. Именно она связывает отдельные элементы и детали в единую мысль, которую потом считывает зритель. Грамотно построенная композиция — это элементы, находящиеся на своих местах, рождающие гармоничное звучание всего произведения.

В работе художника над картиной композиция является основой росписи. Для получения отличного результата её нужно досконально продумать.

Работа с тканью открывает огромный простор для творчества. Мы можем создавать реалистичные картины или декоративные панно. Этот вопрос каждый художник решает сам.

Так как мы занимаемся батиком, нам нужно соблюдать законы текстильной графики и стилистики. Вне зависимости от сюжета мы должны найти ту самую золотую середину между стилизованным и реальным изображением. Это касается всего, что мы собираемся нарисовать на ткани.

Особенностью текстильной стилистики является то, что зачастую композиция имеет плоскостное строение, отсутствует многоплановость, сочетаются живопись и орнамент, пятна и линии.

Задача художника — найти самое гармоничное, стройное воплощение для своей работы. Правила и приемы решения композиционных задач служат этой цели. Поговорим далее о них.

Для того, чтобы наш замысел был раскрыт наилучшим образом, в первую очередь, следует определить центр композиции. Он всегда привлекает внимание и не всегда находится в середине изобразительной поверхности.

В правильно построенной композиции внимание зрителя захватывает главный элемент. Каждая второстепенная деталь — это поддержка, позволяющая центру звучать ярко и громко. Главное в композиции можно выделить тональным или цветовым контрастом, привлекая к нему внимание.

Исходя из замысла, Вы можете создать симметричную, асимметричную, статичную или динамичную композицию. Симметричная композиция обычно статична, и все построение происходит вокруг одной из центральных осей изобразительной плоскости. Правая и левая или верхняя и нижняя части в такой композиции равнозначны и находятся в равновесии.

Основы композиции в батике

Асимметричная композиция — полная противоположность симметричной. В зависимости от решаемых задач она может быть как уравновешенной, так и нет. Вариантов много: добиться равновесия можно тоном и цветом, пространством вокруг элементов.

Зачастую характер композиции определяет ритм — важное художественное средство — чередование элементов картины. Использование его придает большую выразительность работе.

Мы постоянно наблюдаем ритмы в окружающей природе. Расположение листьев на стебле растения, волны, ритмично сменяющие друг друга, элементы ковки, чередующиеся на ограде.

Применяя нижеописанные приемы, мы можем ритмически построить нашу композицию для батика.
Равномерное чередование компонентов композиции на изобразительной плоскости.
Можно располагать детали таким образом, чтобы каждый следующий элемент увеличивался относительно предыдущего или уменьшался.
Есть вариант построить рисунок симметрично не только относительно вертикали или горизонтали, но и по диагонали или в наклоне.
Звенья композиции также могут свободно располагаться на всей изобразительной плоскости.

Основы композиции в батике

Ритм создается не только многократным дублированием графических элементов картины. Чередование цветовых пятен также образует ритмические повторы.

По каким правилам мы можем передать движение и покой в картине?
Отлично передает динамику использование в произведении одной или нескольких диагонально направленных линий, свободное место перед главным объектом.

Неопределенный фон, расплывчатые элементы позади объекта ярко передают чувство движения. Вертикальные или горизонтальные линии, постепенно сходящие на нет, вызывают ощущение завершения движения. Направление слева направо зрительно воспринимается гораздо легче, чем справа налево в силу наших зрительных особенностей.

Композиция передает покой, когда нет диагональных линий в картине, при отсутствии свободного места перед объектом. Статичная, уравновешенная, симметричная композиция также вызывает чувство покоя.

Изображая растительные орнаменты, необходимо уделять большое внимание приемам стилизации. Стилизация — это обобщение форм путем упрощения абриса, рисунка, цветовых сочетаний. Такие приемы можно увидеть в работах народных мастеров, наблюдая переход природных живых форм к декоративному виду, при этом сохраняется характерность, узнаваемость, реальный образ растения.

Основы композиции в батике

Стилизованные элементы нарядные, они украшены разными деталями.
Для целостного восприятия композиции важно грамотно продумать сочетания цветов, форм. Используя художественные приемы, цветовые контрасты, выразительные линии, можно придать работе различное настроение, передать движение, статику, многообразие эмоций. Композиционного единства также можно достичь единым колоритом произведения, объединяя цветом все части работы.

Результат применения знаний — целостная и гармоничная картина. Композиционное единство — это взаимодействие всех составляющих элементов друг с другом и подчинение второстепенных главному.

Основная идея картины может быть построена на контрастах: яркого — сдержанного, светлого — темного, радости — печали, покоя — движения. Противопоставление делает композицию экспрессивной, выразительной. Можно использовать элементы, противоположные по размеру, цвету, яркости, тону, фактуре, материалу.

Удачно построенная композиция — когда все элементы взаимодействуют друг с другом, находясь на своих местах, и при любом изменении их расположения гармония рушится, как карточный домик.

Итоговый эскиз композиции желательно выполнять на листе бумаги, а не наносить его сразу на ткань. Это позволит прорисовать всё до мельчайших деталей, и будет возможность ещё что-то переделать в процессе. А когда всё готово, легко его перевести.

Знание правил композиции и их использование — это не цель, а средство, которое помогает Вам грамотно построить свои работы. Вы сможете легко и эффективно доносить задуманную мысль до зрителя, заражая его настроением своих картин. Вы будете говорить со зрителем через свои произведения, рождая новые эмоции и мысли, восхищая мастерством и легкостью изобразительного языка.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: