Батик. Техника свободная роспись

Скажите мне, что для Вас свобода? Задумывались ли Вы, что несет сочетание этих букв лично для Вас? Какие ассоциации рождаются? Быть может, это птица, легко парящая в вышине или ветер, играющий с листвой? А может хищник, который выслеживает добычу, запах дождя или бег босиком по лужам?

Свобода — это отсутствие правил или возможность устанавливать их самим? А какая она для Вас в творчестве? Многогранность батика позволяет почувствовать все прелести этого слова в одноименной технике. Данный метод росписи по ткани предполагает полное отсутствие контуров.

В этой технике особенно ярко проявляются способности мастера. Каждая работа получается уникальной, неповторимой.

Батик. Техника свободная роспись

Ничто не контролирует растекаемость красок по ткани. Можно было бы провести аналогию с бумагой и акварелью, если бы не некоторые нюансы. О них я расскажу далее.

Для работы в технике свободной росписи Вам понадобится стандартный набор инструментов и материалов: подрамник, ткань, кнопки, краски, кисти и соль.

Работа начинается с идеи, выраженной в эскизе. Желательно ее тщательно проработать и графически, и в цвете. Подробный эскиз значительно облегчит Вашу задачу. В нём определяем основные контрасты, выделяем центр композиции. Также на этом этапе определяем колорит нашей будущей работы.

Ткань для работы выбираем из натуральных волокон. Полотно по размеру должно быть больше подрамника. Перед тем, как натянуть на подрамник нашу изобразительную поверхность, ее следует подготовить к работе: постирать, высушить и выгладить.

Следующий шаг — закрепление ткани на подрамнике силовыми кнопками. Следите за тем, чтобы полотно было равномерно натянуто и не провисало. Сначала кнопками закрепляем ткань по углам, далее натягиваем полотно, добавляя кнопки на каждую сторону ткани, тем самым добиваясь равномерного натяжения. Ткань должна быть натянута, как барабан.

Далее, если это требуется, намечаем эскиз на ткани легкими, тонкими линиями.
Исчезающий маркер тут не поможет, так как работать будем без резервирующего состава и без воска. При соприкосновении с водой следы такого маркера просто пропадут, придется воспользоваться или простым карандашом, или гелевой ручкой под цвет Вашей работы.

Рисунок требуется, если Вы планируете создать работу с четкими графическими линиями. Если Ваша работа задумана более воздушной и акварельной, этот шаг можно пропустить и работать без вспомогательных контуров.

Потом натянутую ткань грунтуем составом с простым рецептом. Берем 2 столовые ложки соли и растворяем в стакане горячей воды. Раствор тщательно перемешиваем, чтобы растворить все кристаллики соли. Широкой кистью наносим солевой грунт на натянутую ткань с обеих сторон.

Ткань должна хорошо пропитаться раствором, но следует избегать появления луж на данном этапе. Они появляются, если ткань недостаточно качественно натянута и провисает. В таком случае нужно открепить несколько кнопок и натянуть полотно заново.

Работать можно в три этапа. Первый — это нанесение красок на очень влажную ткань, что напоминает работу акварелью по-сырому. Широкой кистью наносим основные цветовые пятна. Краска легко смешивается, создавая мягкие переходы.

Следующий слой наносим на полусухую ткань. Краска уже не так сильно растекается, и можно проработать объекты с более четкими контурами, элементы второго плана, создать интересные фактуры.

Батик. Техника свободная роспись

На третьем этапе солевой грунт практически высыхает. Ткань становится плотной, шершавой. Это отличный момент, чтобы закончить передний план. Кисть на высохшем грунте оставляет четкие линии и пятна — идеальное время для тщательной прорисовки деталей.

Работа в свободной технике ведется анилиновыми красителями. Цвета можно разбавлять тем же соляным раствором, которым грунтовали ткань. Акриловые краски здесь использовать не рекомендуется, так как при высыхании они образуют пленку, которая потом скатывается и мешает второму слою краски проникнуть в ткань.

С применением солевого грунта можно писать пейзажи, натюрморты, портреты — абсолютно все, что хочется изобразить. Возможность создания живописных пятен и четких линий на ткани — это ли не волшебство?

Дивно хороши исполненные в данной технике цветущие поля, ярко алеющие маки или таинственные замки, появляющиеся из тумана. Темы здесь неисчерпаемы.

Научившись чувствовать ткань, Вы приобретете потрясающую возможность создавать выразительные произведения движениями кисти, удивляя и восхищая зрителей мастерством.

Свободная роспись считается сложной техникой. Тут требуется умение видеть, понимать, чувствовать состояние ткани и решать, какой вид проработки уместен. Важно вовремя заметить и сохранить красивые цветовые переходы, суметь проконтролировать себя в нужный момент. Вот это и есть, на мой личный взгляд, свобода — осознанная ответственность за свои действия, когда можно все.

Батик. Техника свободная роспись

Поначалу кажется, это сложно. Как всегда, останавливает страх ошибок и разочарований. Но если не пробовать, есть риск пройти мимо еще одного метода самовыражения. И я снова могу повторить свой призыв — действуйте, не давая страху остановить себя в движении, все приходит с опытом и практикой.

Освоив основные шаги, можно перейти к полной импровизации, выбрав конкретный, подходящий именно для Вашего самовыражения этап, минуя остальные. Можно ведь писать только по очень влажной ткани воздушные пейзажи. Или дождаться полного высыхания и использовать четкие линии. Везде Ваш выбор и Ваше желание.

Свободная роспись мне нравится тем, что позволяет лучше понять поведение краски на ткани на разных этапах. Данные навыки пригодятся и при работе в техниках холодного и горячего батика. Чем больше знания и понимания, тем шире спектр возможностей для творчества.

Это одна из интереснейших техник, которая позволяет создавать воздушные акварельные батики с тончайшими изменениями оттенков.
Попробуйте, может это именно Ваш путь.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: